Воздействие хозяйственного механизма на экономию ресурсов

Так, в 1988 г. и первом полугодии 1989 г., пользуясь правом госпредприятия и не согласовав с пароходствами их возможности по провозной способности флота, ряд портов подтвердили грузоотправителям завоз большого количества экспортных грузов, которые оказались омертвленными на длительное время на складах портов, вызвали сверхнормативное скопление вагонов на припортовых станциях. Грузовладельцы, государство понесли значительные потери, а порты получили дополнительные доходы. Вот вам яркий пример узковедомственного подхода, предусматривающего выгоду только для одной стороны и абсолютно не оценивающего, а что же это даст отрасли, государству. Возможна так же доставка сборных грузов из китая в екатеринбург .

Есть подобные явления и в нашей промышленности. Скажем, имеющийся на бассейнах дефицит судоремонтных мощностей многие судоремонтные заводы отрасли начали использовать как инструмент своего диктата в части цен, сроков и условий ремонта флота. В результате сегодня судовладелец ищет любые пути, чтобы поставить судно в ремонт на иностранную базу. В нынешней пятилетке пароходства расходуют на эти цели 70 млн. рублей в иностранной валюте ежегодно! До каких же пор можно мириться с таким положением? Мы решили прекратить выделение валюты на ремонт флота — все средства нам надо направлять на закупку новых судов! Думаю, руководителям пароходств, директорам СРЗ, Главсудомеху необходимо наметить программу оздоровления сложившейся обстановки на 1989—1992 гг. и представить ее на утверждение коллегии.

Вообще надо сказать, что некоторые из наших коллективов продолжают жить, что называется, не по средствам. Так, в 1988 г. в Азовском, Черноморском, Новороссийском, Советском Дунайском пароходствах темпы прироста расходов значительно опередили темпы прироста доходов.

Напрашивается вывод — воздействие нового хозяйственного механизма на экономию ресурсов, сокращение расходов, повышение эффективности работы пока явно недостаточно.

— Нередко приходится слышать или читать, что виновато в атом главным образом министерство, якобы опутывающее предприятий сетями инструкций. Встречаются даже такие высказывания, что оно, мол, просто «раздевает» пароходства. Что вы можете сказать по атому поводу!

— С подобными высказываниями и мне не раз доводилось сталкиваться, особенно в самом начале нашего перехода на хозрасчет.

Мы дважды ставили вопрос о том, нужно ли вообще министерство, перед Ассоциацией советских судовладельцев и оба раза получали в ответ твердое «да». Правда, Министерство морского флота сегодня — совсем не то, каким было в прошлой пятилетке и даже в прошлом году. Меняются функции, структура, акценты переносятся на вопросы перспективного характера и т. д. С переходом с середины прошлого года на новую генеральную схему управления в министерстве уменьшилось количество структурных подразделений, на 35% сократилась численность работающих. А в первом полугодии текущего года она уменьшилась еще на 10%. Так что в сокращении управленческого аппарата мы опередили и некоторые пароходства.

В принципе я считаю, что придет время — и министерство как таковое может оказаться без функций. Но сегодня… Во всяком случае, и Совет отрасли единодушно высказался за сохранение министерства как центра координации и решения общих для предприятий отрасли вопросов планирования, коммерческих, правовых, формирования технической, судоходной политики и т. д.

Что касается «пут» или «частокола» ин трукций, могу сказать, что многие документы с переходом на хозрасчет, с передачей ряда функций из центра на места просто умерли сами по себе.

Мы значительно упростили учет и отчетность предприятий, экипажей судов отменили более 500 документов. Работа эта будет продолжаться и впредь.

И, наконец, по поводу того, разоряет ли министерство пароходства. Судите сами: сегодня пароходства имеют на счетах в своих фондах экономического стимулирования 639 млн. рублей (причем с ростом по отношению к 1 января 1988 г. на 320 млн. рублей!), а также около 200 млн. рублей в инвалюте. Тут, видимо, комментарии не требуются.

Post Author: AdminOfTheMoop

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *